г. Смоленск, ул. Ломоносова, 13
Задать вопрос

Почему российский ВВП такой энергоемкий?

Автор: Альянстепло
Дата: 12.12.2015
Почему российский ВВП такой энергоемкий?

О трех главных причинах высокой энергоемкости отечественного ВВП рассказывает Александр Богданов, эксперт СРО «Энергоаудиторы Сибири».

Сильнопарящие ТЭЦ — это бич нашей страны. Каждый россиянин, должно быть, видел градирни ТЭЦ, которые парят так, что их видно на многие километры вокруг. Однако не каждый знает, что одна такая установка сбрасывает в атмосферу 200–400 ГКал/ч, что, между прочим, равно количеству тепла, выделяемого котельной большой мощности. Помимо ГРЭС и ТЭЦ, во всех крупных городах работают сотни мини-ТЭЦ и котельных с низкими паровыми параметрами. Эксперты с уверенностью заявляют: безвозвратная потеря топлива в крупном городе с работающей градирней может составлять до 80% от всего сожженного топлива. Представьте себе это число. Из-за отсутствия грамотного энергосберегающего законодательства, имеющегося в любых цивилизованных странах, три из четырех вагонов с топливом для российских котельных просто выбрасываются. Более того, ни в одном отечественном законе не названы органы, которые обязаны отвечать за показатели теплофикации России и регионов.

Почему? Потому что нет никаких главных показателей, на которые можно было бы опираться для наглядной оценки энергетической деятельности предприятия, региона, города и всей России.

Пару лет назад президент РФ подписал указ, который обязал обеспечить к 2020 году экономию энергоресурсов на 40% от текущих показателей через показатель энергоемкости ВВП. До сих пор никакого внятного решения этой задачи нет. Дело в том, что энергоемкость ВВП в России — это макроэкономический показатель настолько глобальный, что с его помощью абсолютно невозможно определить какие-либо нормы и установить чью-либо ответственность.

Что же делать? Продолжать строить мини-ТЭЦ и котельные? Искать пути выполнения президентского указа? Да и вообще: почему у нас настолько энергоемкий валовый внутренний продукт?

Эксперт называет три основные причины высокой энергоемкости ВВП. Это климат, размеры страны и доступность топлива.

Климат — основная национальная особенность в России, которая напрямую влияет на энергетику. У нас холодно. Из-за того, что у нас холодно, мы вынуждены потреблять в 3,3 раза больше тепла и иметь мощности в 3,8 раз больше, чем в той же Дании.

Просторы — еще одна особенность нашей страны, вынуждающая строить длинные линии электропередач: в той же Сибири они вообще самые длинные в мире. Снова сравним с Данией: у нас и места больше, и плотность населения меньше, из-за чего мы теряем в три-четыре раза больше электроэнергии на транспорт.

Доступное топливо — третья наша особенность. К высокой энергоемкости приводит и дешевизна топлива, главное препятствие на пути к разработке технологий энергосбережения. Цена на электроэнергию у нас намного ниже, чем в той же Европе, поэтому всевозможные тепловые аккумуляторы, «ветряки» и насосы остаются на позициях диковинки. Для нас намного проще и целесообразнее строить очередную котельную, работающую на дешевом природном газе, чем внедрять «чужеземные» технологии.

Помимо основных трех причин, есть еще и масса субъективных. В частности, это традиционная система перекрестного субсидирования, которое скрыто и явно имеется в нашей энергетической отрасли. Конденсационная электроэнергия субсидируется за счет комбинированной энергии, мощность субсидируется за счет энергии, электричество — за счет тепла и так далее.

Перекрестное субсидирование корнями входят в 1950-е годы, когда существовал политический заказ: продемонстрировать, что мы мчим «впереди планеты всей». Причем своих плюсов оно определенно не оправдывает — достаточно провести самый простой анализ, чтобы это понять.

И все равно: «раковая опухоль» перекрестного субсидирования продолжает расти на отечественной энергетике. Уже больше шестидесяти лет ложные цели и ценности, совершенно не отвечающие задачам потребления и производства энергии, ведут российскую энергосберегающую отрасль в тупик.

Для расчёта стоимости котельной, пожалуйста,
заполните опросный лист на котельную.
Опросный лист можно заполнить в онлайн-режиме или скачать.

По всем возникшим вопросам:
телефон: 8 (906) 700-40-55
электронная почта: kotelzakaz@mail.ru

Вас также может заинтересовать
Автономные котельные как выгодная замена централизованному отоплению
Автономные котельные как выгодная замена централизованному отоплению
Тарифы стремительно растут, изношенные централизованные системы постоянно выходят из строя, их КПД падает вместе с обветшалостью оборудования — неудивительно, что многие предпочитают перейти с теплоснабжения от государства на автономные котельные.
Котельные на сжиженном газе: доступное решение для автономного отопления
Котельные на сжиженном газе: доступное решение для автономного отопления
Природный газ — один из самых доступных, экономичных и экологически чистых видов топлива в нашей стране; неудивительно, что именно он используется в подавляющем большинстве котельных. Впрочем, всегда остаются удаленные от основных газовых магистралей поселки, которых тоже нужно отапливать. Некоторые полагают, что автономные котельные могут работать только, твердом/жидком топливе и электричестве, но спешим вас порадовать: существуют автономные котельные на сжиженном газе.
Автономные источники энергии
Автономные источники энергии
Внушительная часть регионов России, удалённых от центра страны, испытывают нехватку тепловой и электрической энергии. Причём с газом проблем, как правило, нет: сложность возникает именно с подключением отдалённых районов к централизованным газовым магистралям.
Топливные гранулы (пеллеты)
Топливные гранулы (пеллеты)
Топливные гранулы или пеллеты — это топливо, которое производится из древесных отходов и торфа. Выглядят пеллеты как небольшие цилиндрические кусочки спрессованного рассыпчатого материала. Первые топливные гранулы были произведены в 1947 году.
Отработанное масло
Отработанное масло
К отработанному маслу относятся практически все виды масла — трансмиссионного, гидравлического, трансформаторного, даже растительного, — уже единожды пущенного в ход. Его нет необходимости немедленно уничтожать — калорий в нём ещё достаточно для того, чтобы обеспечивать топливом специальные котельные на отработанном масле.